Top.Mail.Ru

Двигатели на хвосте самолета больше не ставят – в чем причина?

Даже далекие от этого люди знают, что у старые самолеты имели на хвосте двигатели. Современная авиатехника отличается их отсутствием. Давайте выясним, почему.

Достоинства — двигатели расположены выше, меньше засасывают мусор с полосы. Кроме того, разворачивающий момент при отказе одного двигателя гораздо меньше, чем в случае, когда двигатели в крыльях или под крыльями.

Недостатки — нужен прочный фюзеляж, который будет нести эти двигатели (подъёмная сила образуется в крыльях), Двигатели в хвосте требуют Т-образного хвостового оперения, что усложняет тросовую проводку к управляющим поверхностям и самолёт с Т-образным оперением в некоторых случаях больше подвержен плоскому штопору (из-за затенения рулей высоты крыльями) и помпажу двигателей (из-за их затенения крыльями).

Двигатели в хвосте требуют топливопроводов, передающих топливо из крыльевых баков в хвост. Кроме того, хвост получается несоразмерно тяжёлым. Люди постарше помнят, как в Ту-154 объявляли «Приглашаем к выходу пассажиров второго салона, пассажиров первого салона мы пригласим дополнительно». Это чтобы самолёт не опрокинулся на хвост. У Ил-62, где в хвосте было 4 двигателя, была даже дополнительная четвёртая нога шасси для стоянки.. А для перегонки пустым спереди Ил-62 была цистерна, в которую закачивались 4 тонны воды, чтобы уравновесить тяжёлый хвост.
И, наконец, высоко расположенные двигатели сложнее обслуживать.

Сразу же надо оговориться, что турбовинтовые двигатели вообще никогда не ставили в хвостовую часть самолета. У тех моделей, которые имеют двигатели в хвосте, они называются турбовентиляторные (реактивные).

Причины отказа от турбовентиляторных двигателей в хвосте носят исключительно технический характер.

Двигатели под крыльями висят там, где образуется подъёмная сила, что не требует прочного и тяжёлого фюзеляжа, чтобы их нести. Опять же, топливо — рядом, в крыльях. Для обслуживания их зачастую не нужно даже стремянки. Недостатки такого дизайна — большой разворачивающий момент при отказе одного двигателя, кабрирующий (задирающий нос) момент, когда двигатели на полной тяге и пикирующий (опускающий нос) момент на «малом газе» из-за их аэродинамического сопротивления.

Двигатели, которые расположены близко к полосе, засасывают с неё мусор, размер двигателей ограничен пространством под крылом.

И даже приверженец такой компоновки/дизайна «Embraer», в последних моделях перешёл на размещение двигателя под крылом.

А вот «Bombardier», наверное, один из последних остался в пассажирской авиации с такой компоновкой.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: